Специальный репортаж. «Волга», колеса крутятся…

Что такое московская тусовка рассказывать не надо. Это бомонд российской столицы, который существует по неписанным законам. Это стильность и изощренность жизни, по которым, впрочем, и хотелось бы жить. Но не всегда удается… Что такое «марочная» московская тусовка? Клуб владельцев автомобиля ГАЗ-21! И я там недавно побывал, познакомился с «волгарями». Кто это? Это особая каста водителей, которые имеют то, о чем мечтал в послевоенные десятилетия каждый советский человек. «Как у Деточкина…» Этого достаточно, чтобы представить себе автомобиль ГАЗ-21, воплотивший в себе символ целой эпохи. Да, дорогой товарищ, герой фильма «Берегись автомобиля», влекомый не столько деньгами, сколько страстью к марке, воровал именно 21-е «Волги»…

ЭПОХА «ВОЛГИ» ЕЩЕ НЕ ЗАВЕРШИЛАСЬ!.. Сколько же их съехалось в тот очень жаркий апрельский воскресный день на Ходынское поле (бывший Центральный московский аэродром): «новые советские» ревнители 90-х подкапотного блеска автомобилей великого СССР и махровые шофера Посмотреть большуюс такими же бакенбардами, пожилые тусовщики и молодежь, которая купила «Волгу» «ради мягкого дивана»… А еще бывшие военные, автомеханики, менеджеры, панки, пенсионеры и просто те, кто только и мечтал в жизни подержать в руках горьковского «оленя в прыжке»… Между машинами от сверкающей хромом красавицы до облупленной дворняги, от 100-процентной аутентичной машины в родной краске химзавода «Победа рабочих» до перламутровой «Волги»-хот-род со спойлерами и шестискоростной коробкой передач шныряли все, кто был не прочь еще раз вкусить хотя бы запаха от некогда очевидного пирога советской власти, имевшей, о чем сегодня почему-то забывают, немало достижений. Одним из них и был автомобиль ГАЗ-21″Волга». Гибельная для капитализма атмосфера братства и бескорыстной гордости за владельцев этих исторический реликвий объединила в тот день всех пришедших на Ходынку. И было очень занятно наблюдать за солдатами, охранявшими бывший аэродром веревочным шлагбаумом и не ожидавшими, что автомобиль поколения их прадедов привлечет столько москвичей, а также жителей Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Иваново, Тулы, Кустаная и, конечно, нашего родного Минска… Веревка то поднималась, то опускалась, пропуская неждано-негаданных разношерстных посетителей клуба 21-й «Волги». «Именно поэтому говорить о самой машине и этой автомобильной тусовке вдвойне приятно, заметил добравшийся сквозь толпу первым до микрофона генеральный директор фонда «Автоспорт» Александр Потехин. Наверное, те, кто постарше, прекрасно представляют, что поездка в 21-й «Волге» была своеобразным символом оттепели, нового в нашем автотворчестве. Ведь 21-я это уникальное создание, которое абсолютно неожиданно изменило нашу жизнь. И сегодня оно достаточно приятное для глаза и для души. А то, что сейчас собралось так много автомобилей, говорит о том, что живут они хорошо. Символу эпохи в одночасье умереть невозможно».

ИСТОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ В России ГАЗ-21 «Волга» культовая машина, воспетая в любимых всеми кинолентах «Три плюс два», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе»… Синхронный разворот трех черных «волг» в конце фильма «Мертвый сезон» стал таким же символом оттепели 60-х, как и Гагарин, самолет Ту-104, магомаевское «По переулкам бродит лето…». С тех пор «Волга» считалась в СССР главной машиной, как и одноименная река. К созданию машины Горьковский автомобильный завод приступил в ноябре 1953 года ведущий конструктор проекта, 26-летний Александр Невзоров нанес на ватман первую линию. Дизайн (а в 50-х такой профессии не было и в помине) разрабытывал Лев Еремеев. Технические и финансовые возможности тогда не позволяли рассчитывать на длинную доводку: «попадать в десяточку» нужно было сразу. Поэтому после испытания опытных образцов в мае 1955 года разрешение на выпуск чертежей и подготовку производства было дано фактически по полученным результатом зимние еще предстояло пройти! Кстати, частью испытаний был пробег «Москва Крым Москва». Журнал «Огонек» в те дни писал: «В нескольких километрах от Симферополя на территории совхоза «Путь к коммунизму» лежит глинистый заброшенный поселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль, барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости…» Так бы и читал вам, товарищ, эти незатейливые журнальные строки, если бы не навязчивые мысли современности. Сегодня, когда отставание в автомобильной промышленности стран СНГ от зарубежной просто удручающе, романтизм создания «Волги» становится все очевиднее. Гибкие рвущиеся вперед линии Льва Еремеева предрекали машине совершенно новый стиль жизни. Хотя прямых прообразов у 21-й так и не нашлось, в ней получили развитие… «фордовские» корни самой именитой из всех машин того времени. Впрочем, по американским маркам «Волга» была всего лишь «малолитражкой».
Посмотреть большую Достаточно скрывалось нововведений и под изящным кузовом. Распределительный вал верхнеклапанного двигателя приводился цепью. Автоматическая трехступенчатая коробка передач, карданный вал с промежуточной опорой, гипоидная передача в заднем мосту, централизованная система смазки передней панели… Ставший знаменитым «волговский» мотор появился в производстве в августе 1957 года. Конструкция его была весьма прогрессивна: полноопорный литой (а не кованный) коленчатый вал, алюминиевые головка и блок, «мокрые» гильзы, распредвал приводился шестернями, клапаны располагались в ряд. Мотор имел достаточно высокий крутящий момент 17 кгс/м при 2200 об/мин и не малую по тем временам мощность 70 л.с. при 4000 об/мин. При столь высоких новшествах, не испытанных до конца временем, «Волга» все же зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая машина. А уж прочность ее кузова вообще стала легендой: мол, «Волга» не гниет, потому что «железо толстое». Как всякая легенда, она оказалась далекой от истины. На самом деле толщина стального листа днища и крыши всего 2 мм, а деталей «оперения» от 0,9 мм до 1,2. Зато антикоррозийная защита автомобиля была на высоте: помимо промывки и травления «черный» кузов подвергался фосфации. Грунтовался дважды методом погружения. Затем поверхности выравнивали вручную, а на днище с обеих сторон наносили противошумовую мастику, которая, естественно, представляла дополнительную защиту. Все швы и колесные ниши промазывались тоже вручную. И только после этого окрашивали. Да, товарищ, сейчас так не делают!.. Правда, маленький, но секрет у советского автомобиля все же имелся металл был не совсем обычный. Для наружных поверхностей машины применялась продукция бельгийских металлургов отечественный лист тогда не соответствовал высоким требованиям автопрома. («Жигули», кстати, тоже довольно долго делали из импортного металлопроката)

Добавить комментарий