“Полуторка” — храбрый боец

Вот она, та самая «полуторка», которой обязаны жизнью многие фронтовики! Хотя я, например, вообще не понимаю как ей можно было управлять… Там ведь нет ни усилителя руля и тормозов, ни отопителя, ни синхронизатора в коробке передач, т.е. тех элементарных механизмов, которые все привыкли видеть в автомобиле. А между тем, эти автомобили делали историю!Все привыкли считать, что полуторка это русская машина, однако, немногие знают, что ее конструкция базируется на автомобиле Ford-AA образца 1929 года. Первые 25 машин сошли с конвейера 29 января 1932 года и были собраны из американских «винтиков». Полностью советские комплектующие стали использоваться только с1933 года.

Интересно заметить и то, что до 1934 года автомобиль оснащался деревянной крышей «разбавленной» картоном, а уже только потом получил металлическую кабину с дерматиновой крышей. В 1938 году ГАЗ-АА (так называлась «полуторка») был модернизирован и получил новый постфикс ММ.

Конструкция автомобиля была крайне проста и неприхотлива. Толкал машину нижнеклапанный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,2 л., подача топлива к которому осуществлялась самотеком.

Передняя и задняя оси крепились к штампованной раме через рессоры. Не перестаю удивляться этой «кобылке»: в теплое время года автомобиль мог работать на низких сортах топлива, таких как лигроин и керосин. Это было возможно благодаря низкой степени сжатия (4,25:1) и неприхотливым двигателям.

Однако, следует отметить, что дефицитные в то время стартер и аккумулятор обладали низким ресурсом, поэтому при эксплуатации автомобиль чаще всего заводился «кривым стартером».

Уверенное движение по грунтовым и лесным дорогам было возможно благодаря дорожному просвету в 200 мм в совокупности с большим наружным диаметром шин (840 мм).

Масса автомобиля без нагрузки составляла 1750 кг, а в снаряженном состоянии около 3000 кг. Максималка 70 км/ч, при расходе топлива в 19,5 л. На 100 км. Существуют упоминания, что машина часто эксплуатировалась и с большими нагрузками, но все равно продолжала «служить верой и правдой» Началась Великая Отечественная Война… Недостаток стали и комплектующих стал толчком для начала выпуска упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММВ. Отличалась она кабиной с брезентовым верхом и боковинами и сварными крыльями. Передних тормозов не было вовсе. Вместо двух фар, устанавливали одну с водительской стороны. Только в 1943 году, автомобиль получил деревянную кабину, вторую фару. Передние тормоза появились только после войны.

Заканчивая пост, хотелось бы обратить внимание на то, что эти грузовики внесли огромный вклад в разгром фашистов. Я никогда не забуду подвиг водителей, работавших на «дороге жизни», ведь именно они спасли ленинградцев и именно без них, не была бы возможной столь длительная оборона северной столицы. А помогали им в этом «полуторки»!

Добавить комментарий